Подготовка ребенка к общению

Автор статьи: 
Александра Авдеенко, неонатолог

Установлено, что в тех случаях, когда взрослые, ухаживая за ребенком, удовлетворяют его только физиологические потребности, причем строго по режиму, не разговаривают с ним, не берут часто на руки, не реагируют на плач между кормлениями, у такого младенца к концу 1-го месяца жизни нередко отсутствует реакция сосредоточения на обращение взрослого.

Малыш не умеет фиксировать взгляд на предметах, следить за их перемещением. В тех же семьях, где взрослые чутко отзываются на крик ребенка, то и дело разговаривают с ним, носят на руках, пристально следят за его развитием, умение реагировать на зрительные и слуховые стимулы формируется гораздо раньше. Такой малыш к концу месяца смотрит в глаза взрослого, если тот обращается к нему. И это очень важное общее достижение ребенка и его близких.

До этого момента взаимодействие ребенка и матери имело некоторое своеобразие. Мать с самого начала адресовала ему свои заботы, ласку, улыбку, в то время как сам малыш, криком подавая сигналы о своем неблагополучии, ни к кому конкретно не обращался. Он кричал как бы в пространство, ни на кого не глядя. Испытывая удовлетворение, малыш также не адресован свои эмоции конкретному человеку, а просто переставал кричать, не предпринимая никаких действий для продолжения общения. Лишь начиная с того момента, когда ребенок вступает взглядом в контакт со взрослым, можно считать, что он воспринимает обращение к нему.

Улыбка новорожденного

Почти одновременно со взглядом в глаза появляется и ответная улыбка ребенка. В первые же дни у детей наблюдается довольно разнообразная мимика, возникают и улыбки. Однако их отличает ряд особенностей, которые говорят о непроизвольном характере таких улыбок: они чаще всего возникают при закрытых глазах, не приурочены к одному и тому же лицу или ситуации, их невозможно вызвать намеренно. Поэтому подобные улыбки получили название физиологических.

Улыбка же, появляющаяся в ответ на обращение взрослого, сопровождающаяся взглядом в глаза, называется социальной. Она говорит о том, что ребенок испытывает радость от обращения взрослого и адресует эту радость ему. Появление социальной улыбки знаменует конец периода новорожденности и служит признаком возникновения у ребенка потребности в общении со взрослым. Поэтому 1-й месяц жизни ребенка считается, в частности, периодом подготовки к общению.

Как наладить контакт с малышом

Чтобы у малыша вовремя возникала потребность в общении, вы должны много беседовать с ним, авансом наделив младенца теми качествами личности, которыми тот еще не обладает. Взрослому приходится общаться как бы за двоих. Ему нужно относиться к малышу как к полноценной личности с первых же дней после его рождения. Это важное условие, необходимое для подготовки ребенка к общению. Другое условие — установление контакта взглядом. Как только вы заметите, что младенец лежит с открытыми глазами и может реагировать на ваши действия, привлекайте к себе его внимание. Старайтесь поймать его взгляд и, двигаясь в ту сторону, куда он скользит, попробуйте удержать его на себе. С этой целью вы можете приближать или слегка удалять свое лицо, отыскивая наилучшее расстояние для рассматривания его ребенком. Привлечь внимание малыша помогает тихое ласковое обращение по имени, слова "агу-агу", всевозможные нежные выражения. Встретившись с малышом взглядом, улыбнитесь ему и вновь произнесите ласковые слова — это поможет продлить контакт.

Лучше всего так делать, когда ребенок находится в положении "под грудью". Но и во время пеленания, купания или любой другой процедуры не упускайте возможности встретиться взглядом с малышом и поговорить с ним.

Еще одним условием подготовки ребенка к общению является поощрение его улыбки. Если взрослый выделяет улыбку и ласковыми словами, она очень скоро становится адресованной, сопровождается взглядом в глаза и начинает появляться сразу, как только малыш сосредоточится на вашем лице и поймает ваш взгляд. Старайтесь вызвать улыбку, обращаясь к ребенку тихим нежным голосом, ласково поглаживая его тельце или щечку. Лучше всего это делать, когда малыш поел, но еще не спит и достаточно активен. Проявляйте деликатность, не беспокойте ребенка, если он не в настроении или хочет спать. Предлагайте ему общение, но не навязывайте его.

Во время подготовки к общению происходит и развитие познавательной активности младенца.

Сайт для будущих мам www.puzdrik.ru © Все права защищены.





Новости партнеров

Загрузка...

Ответить

CAPTCHA
Это проверка на спам-роботов
Image CAPTCHA
Введите цифры как на картинке

Сейчас на форуме

Viktoriya

Я пыталась забеременеть всего один месяц, а потом все само получилось.

Мы пока с удовольствием спим днем.

Полгода. Очень переживала, что во мне дело.

Мы комментируем

Алиана

Знакомая картина. Два года после родов была сама не своя... срывалась,...

MissCat

Депрессии как таковой нет. Это все сказки оенивых мамочек, которые не хотят...

Людмила

Спасибо, очень интересная статья. Я как раз очень этого боюсь. Боюсь, что не...

Последние вопросы

Вопрос задан: 08/22/2016 - 20:24
Вопрос задан: 08/22/2016 - 19:07
Вопрос задан: 08/13/2016 - 15:23
Вопрос задан: 07/26/2016 - 18:36
Вопрос задан: 07/19/2016 - 21:25

Последние новости